207-07-13
Телефон для справок
IV Международный фестиваль
«Дни Высокой Музыки»
в Самаре

«Чародей хорового пения»



15 октября в Актовом зале Самарской государственной академии культуры и искусств состоялась творческая встреча студентов-хормейстеров, педагогов-музыкантов специальных учебных заведений Самары и просто любителей музыки с художественным руководителем Московского государственного камерного хора, профессором, народным артистом СССР Владимиром Мининым.



Актовый зал с трудом смог вместить всех желающих встретиться с легендой отечественного хорового искусства! Маэстро вошел, и весь зал в едином порыве вместе со сводным хором студентов встал и запел «Многая лета…».

Конечно, в зале, где собрались те, для кого музыка – профессия, разговор не мог не зайти о призвании педагога, о том, какими качествами должен обладать человек, чтобы научить ребёнка слушать и слышать музыку.

В.Н. Минин: Прежде всего, необходимо иметь идею, здоровье и терпение, так как жизнь – это не асфальтовая дорога. Жизнь – это ухабы и разбитые коленки, это преодоление трудностей. Если у человека есть идея и есть воля, чтобы достичь этой цели, тогда все получится…
Рядом должен быть настоящий учитель. Учитель, который воспитает в вас честолюбие, желание быть первым. Очень важен и выбор вашего знакомства, товарищей, приятелей. Должно происходить постоянное обогащение знаниями, опытом.
И еще один важный момент – нужно как можно раньше понять, что та профессия, которую вы избрали, именно ваша профессия, ваша сущность. Ведь искусство – это часть культуры, человек – часть культуры. Для успеха в профессии необходимо самоидентифицировать себя как человека, который является продолжением своих пращуров на генетическом уровне, понимать значение того жанра в жизни людей, который ты избрал своей профессией.

Вопрос: В Вашей исполнительской практике были ли вещи, которые можно назвать художественным потрясением?
В. Н.: Хочу начать с художественного потрясения своего детства, когда я маленьким мальчиком попал на «Пиковую даму» в Кировский театр в Санкт-Петербурге и услышал Преображенскую в роли графини… Её знаменитые: «Тройка, семерка, туз…» Вот это было потрясение. Важно, чтобы в жизни ребёнка были такие потрясения.
Еще одно – когда я работал помощником руководитель Государственного хора Свешникова  и мы исполняли Свиридова «Поэму памяти Сергей Есенина». Вот тогда у меня впервые возникло чувство, будто я чувствую, а Свиридов это написал…
Помню, во время работы с Гаврилиным я его попросил написать что-нибудь акапелльное. Он согласился. Прошло два месяца, я уезжаю в Москву, а Гаврилин - молчит. Прошло 15 лет, Валерий Александрович звонит мне и говорит: «Я написал!» Так вот, это было такое сочинение, как будто я его слышал всегда, а он записал. Удивительно…

Вопрос: Возможно ли исполнять только те произведения, которые нравятся?
В. Н.: Это все равно, что всегда есть только сладкое - ведь сладкое нравится всегда и всем. На мой взгляд, каждый человек должен брать то, что ему не по зубам. И преодолевая препятствия, совершенствоваться в своем жанре, в своей профессии.

Вопрос: Как, по Вашему мнению, обстоят дела с жанром, что будет в будущем?
В. Н.: Я не могу быть в роли Кассандры и предсказывать ход событий. Могу только предположить. Конечно, хотелось бы, чтобы в музыке были новые Гаврилины и Свиридовы. А что с жанром? Во времена Николая II был журнал «Хоровое и регентское дело». Так почти в каждом номере журнала сетовали, что хоры стали петь хуже. Эстетика меняется. Но смена эстетики – это не значит хуже, это значит другая! И если в симфонической музыке есть традиции исполнения и их разрушители, то в хоровой музыке таких традиций нет.


Программа