(846) 207-07-13
443010, Самара, ул. Фрунзе, 141

Музыка для гурманов

Корреспондент «Волжской коммуны» - об открытии фестиваля

II международный фестиваль «Дни высокой музыки» в Самаре открылся концертом «Камерная музыка Европы». В сопровождении оркестра Самарской филармонии Volga Philharmonic заслуженный артист РФ Александр Гиндин (фортепиано) и заслуженный артист РФ Дмитрий Коган (скрипка) представили камерные произведения зарубежных авторов.

Aвтор: Татьяна БОГОМОЛОВА
Фото: Игорь КАЗАНОВСКИЙ
Волжская коммуна

Камерная обстановка

Без торжественных речей, не помпезным симфоническим концертом, а именно камерным открылся фестиваль «Дни высокой музыки» в Самаре. Ему предшествовало вручение благотворительных билетов на открытие фестиваля ветеранам и инвалидам войн от партнера Самарской филармонии ОАО «РОСБАНК».


Для исполнения руководитель фестиваля Дмитрий Коган выбрал не популярные, известные классические произведения, а рассчитанные, скорее, на музыкальных гурманов «Сонату для скрипки и фортепиано» французского композитора XIX века Сезара Франка и редко исполняемое произведение Феликса Мендельсона «Концерт для скрипки, фортепиано и струнных». Что касается камерности и простоты происходящего, то несмотря на огромный концертный зал филармонии простота эта присутствовала. Никакой помпы и торжественности. Более того, появилась некая домашность, когда на сцену вышел маэстро Дмитрий Коган, одетый не во фрак, как, например, Александр Гиндин, а в свитер и черные джинсы. Небольшая задержка концерта также разрядила атмосферу, уже у рояля выяснилось, что музыканты забыли ноты. Побежавшая их искать девушка пропала на несколько минут, кто-то в зале уже стал возмущаться, но неожиданно раздались аплодисменты и смех - на поиски девушки отправился виолончелист. В конце концов, ноты были найдены, но все эта ситуация развеселила и зал, и самих музыкантов, и возможно, сняла напряжение. И абсолютно верно настроила на восприятие музыки.

В первом отделении был исполнен «Концерт для скрипки, фортепиано и струнных» - сочинение глубоко эмоциональное, полное неожиданных переходов, настроений, одним словом, юношеское, ведь Мендельсон его написал, когда ему было всего 14 лет. В звуках музыки чувствуется и почти семейное умиротворение, начало второй части вызывает ассоциации с прогулкой по саду весенним туманным утром. Скрипичные партии, полные мечтательности и грез, вдруг прерывает тревожное вступление фортепиано. Третья часть начинается бравурно, полная юношеского задора и отваги, вдруг превращается в игру, забаву. Сочинение в трех частях не предполагает аплодисментов в паузах между частями, об этом «уж сколько раз твердили миру», но самарские зрители совершенно искренне, может быть, от того, что не в силах скрыть своего восторга, бурно аплодировали. На что Александр Гиндин не раздражаясь, а терпеливо и наставительно прикладывал палец к губам.

Надо заметить, что во время антракта часть зрителей все-таки ушли. «Все-таки» — наверное, от того, что концерт рассчитан, как сказал Дмитрий Коган, на музыкальных гурманов, да и слушать, воспринимать музыку — это, конечно, не отдых, а большая работа. Мысль не новая, но высказанная еще и зрителями, уходившими, правда, не в антракте, а уже после окончания концерта.

Во втором отделении было исполнено одно из наиболее известных сочинений Сезара Франка «Соната для скрипки и фортепиано». Как пояснил Александр Гиндин, соната была написана Сезаром Франком для его его друга и коллеги Эжена Изаи и была подарена ему на свадьбу. Существуют свидетельства, что новобрачный во время бракосочетания вместе с автором сыграл эту сонату. По замыслу Сезара Франка, это произведение сочинялось для самой широкой публики, но другое дело, что в «салонную музыку» гениальностью автора было вложено гораздо больше. «Соната для скрипки и фортепиано» считается одной из самых ярких скрипичных сонат в мировой классике.

Давняя дружба

Александр Гиндин - один из самых самобытных и талантливых пианистов наших дней, солист Московской государственной академической филармонии, преподаватель Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. Творческая деятельность его удивительно разнообразна. Партнерами Гиндина являются скрипач Владимир Спиваков, виолончелисты Александр Рудин и Александр Чаушян, гобоист Алексей Уткин, пианисты Борис Березовский, Киприен Катсарис, Кун Ву Пек, органист Оливье Латри. Феноменальным и неповторимым явлением называли в музыкальном окружении его дуэт с выдающимся пианистом Николаем Петровым.


В Самарской филармонии Александр Гиндин - частый гость. Последнее его выступление состоялось осенью прошлого года, когда вместе с симфоническим оркестром под управлением народного артиста Михаила Щербакова музыкант сыграл пять концентров Рахманинова. С художественным руководителем филармонии и художественным руководителем фестиваля «Дни высокой музыки» Дмитрием Коганом их связывает многолетняя дружба, и сотрудничество, первое их совместное выступление по словам Александра Гиндина состоялось лет двадцать назад.

В продолжение фестивальных дней
Фестиваль «Дни высокой музыки» в Самаре, в котором принимают участие как музыканты с мировыми именами, так и юные исполнители, достойно проявившие себя на всероссийском и международном уровнях, становится уже доброй традицией. В этом году фестиваль, открывшийся концертом камерной музыки, продлится до 20 октября и завершится концертом «Мастерство и вдохновение», в котором примет участие выдающийся тенор, известный всем любителям оперного искусства народный артист СССР Зураб Соткилава. В числе фестивальных концертов и встреч - выступление мужского хора «Пересвет» 15 октября. 18 октября с программой «Магия классики: Моцарт, Бетховен, Шопен» на самарской сцене выступит выдающийся американский пианист, непревзойденный интерпретатор музыкальной классики Дерек Хан. И 19 октября в исполнении квартета Игоря Бутмана прозвучат произведения Джорджа Гершвина, Хуана Тизола, Джеймса Брауна, Геннадия Гладова и Игоря Бутмана.

Справка

Автором идеи фестиваля, призванного через игру выдающихся музыкантов современности приобщить жителей Самарской области к шедеврам мировой музыки, стал известный скрипач, дирижер, общественный деятель и художественный руководитель Самарской государственной филармонии Дмитрий Коган. Фестиваль проходит ежегодно в октябре при поддержке правительства Самарской области. Его открытие приурочено к Международному дню музыки, которое принято отмечать 1 октября.

Фестиваль, объединяющий творчество выдающихся отечественных и зарубежных исполнителей классической, духовной и джазовой музыки, проходит не только в зале Самарской филармонии, но и на концертных площадках губернии. На равных правах со взрослыми именитыми музыкантами в Фестивале выступают и юные исполнители, достойно проявившие себя на всероссийском и международном уровнях. Кроме того, во время проведения фестиваля на сцене Самарской филармонии проходят мастер-классы, пресс-конференции и творческие встречи со всемирно известными музыкантами.
← К списку новостей
 

Программа