(846) 207-07-13
443010, Самара, ул. Фрунзе, 141

Грани современной музыки

Казенин, Левянт, Слонимский

13 октября в рамках II Международного фестиваля «Дни Высокой Музыки» в Самарской филармонии состоится концерт произведений отечественных композиторов ХХI века. В программу включены сочинения Сергея Слонимского, Владислава Казенина и Марка Левянта. Каждый из этих композиторов связан с нашим городом, с самарскими музыкальными традициями.

Сергей Михайлович Слонимский неоднократно отмечал свое особое отношение к Самаре, называя ее «второй музыкальной родиной». Именно в Самаре многие произведения петербургского мастера были исполнены впервые. В 1967 году, практически одновременно с Малым Ленинградским оперным театром и Московским музыкальным театром имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко в Куйбышевском театре оперы и балета состоялась премьера оперы «Виринея». На самарской сцене была осуществлена первая постановка оперы «Мария Стюарт» (1980), с успехом шла dramma per musika «Гамлет» (с 1993), а в 1999 году родилась грандиозная мировая премьера оперы «Видения Иоанна Грозного».

В разные годы сочинения Слонимского звучали в филармонических концертах в исполнении самарских солистов и симфонического оркестра под управлением Г. Проваторова, В. Нестерова и М. Щербакова. Одним из популяризаторов музыки Сергея Михайловича Слонимского был дирижер В. Беляков, включавший его произведения в концерты Самарского молодежного симфонического оркестра. Слонимский посвятил нашему городу свою Пятую симфонию, музыка которой ассоциировалась с плавным течением могучей реки, с раздольем волжских просторов.

Содружество композитора с Самарой позволило музыкантам и завсегдатаям концертных залов познакомиться с сочинениями разных жанров, проследить эволюцию творческого стиля автора. В нашем городе звучали и светлые фортепианные пьесы «Альбома для юношества», и ироничные «Веселые песни», и импрессионистически-утонченная «Альба памяти Габриэля Форе», и трагическая Десятая Симфония. Авторские концерты подарили слушателям радость непосредственного общения с композитором, возможность услышать его игру и блистательные фортепианные импровизации.

2012 год – юбилейный для Сергея Михайловича Слонимского, композитору исполнилось 80 лет. Самара не осталась в стороне от знаменательной даты. В концерте прозвучит одно из недавно сочиненных произведений – Тридцатая симфония и увертюра к опере «Видения Иоанна Грозного». В последней декаде декабря еще один концерт, посвященный творчеству Сергея Слонимского, состоится на сцене Самарского академического театра оперы и балета. В программе вечера – фрагменты из опер, ранее поставленных на самарской сцене.

В этом году отмечает 75–летний юбилей Владислав Игоревич Казенин, председатель Союза композиторов России. В начале 60-х его отец несколько лет руководил Куйбышевским театром оперы и балета. Возможно, поэтому и Владислав Игоревич питает к Самаре особые чувства – несмотря на свой плотный график, он обещал приехать на концерт.

Композитор-универсал, обладающий широкой палитрой художественных интересов от симфонии до киномузыки, Казенин использует яркие средства музыкальной выразительности, понятные самому широкому кругу слушателей. Особой образной характерностью и мелодической изобретательностью отличаются сочинения Казенина для фортепиано с оркестром. Второй концерт, который будет исполнен в Самаре лауреатом международных конкурсов Вячеславом Попругиным, носит название «Импровизации».

В этом сочинении проявлена склонность композитора к театрализации музыки. Отталкиваясь от опыта авангардистов, Казенин вводит в концерт элементы «хеппенинга», свободной импровизационности. Концерт начинается с традиционного выхода солиста, но музицирует он в одиночестве. Лишь настроившись на «игру», он приглашает к совместному выступлению остальных музыкантов. Они выходят на сцену, раскладывают ноты, настраивают инструменты – и только после этого за пульт встает дирижер и начинается «организованное» концертирование. Так композитор реализует идею творческой свободы, заложенную в названии концерта. Произведение впечатляет мощностью внутренней энергетики и массивностью оркестровой фактуры, оно сразу погружает слушателей в звукоритмы современного «бешеного» темпа жизни. Лирические эпизоды раскрывают смысл авторского откровения: они призывают сохранять чистоту наших помыслов и дел, беречь искренность чувств.

Эта вера в грядущее возрождение гуманистических идеалов перекидывает некий «мостик» от произведений современных отечественных композиторов ХХI века к сочинениям композиторов-классиков, чьи творения всегда будут оставаться образцами для авторов последующих эпох.

В концерте прозвучит сочинение Марка Григорьевича Левянта, председателя самарского отделения Союза композиторов России. На протяжении почти 30 лет Марк Левянт создавал музыку практически ко всем спектаклям Самарского театра драмы, театра Монастырского, как его тогда называли. «Левша», «Золотая карета», «Старомодная комедия», «Любовь джаз и черт», «Крошка», «Яма»… За эти годы было создано более 100 спектаклей, на которых выросло не одно поколение самарских театралов.

Сочинение музыки для драматического театра составляет наиболее яркую грань таланта самарского композитора. Так сложилась его творческая судьба, в самом начале профессионального пути осветившая ему путь лучом театрального софита. Среди его произведений – симфонических, хоровых и инструментальных сочинений, киномузыки и фортепианных пьес, основное место заняла театральная музыка, ставшая особой частью музыкальной культуры нашего города.

«Театральная сюита», которая прозвучит в концерте, представляет собой симфонический, оркестровый вариант музыки, созданной Марком Левянтом к драматическим спектаклям «Чайка», «Волки и овцы», «Братья Карамазовы», «Ревизор», «Опасный поворот» и «Татуированная роза». Музыкальные фрагменты, следующие друг за другом по принципу контраста, объединяются в единое целое по воле автора. Знакомые мелодии сплетаются в дивный узор, оркестровые тембры «играют» многоцветием бликов.

Марк Григорьевич рассказал о возникновении идеи проведения концерта «Музыка композиторов XXI века» и о том, как формировалась его программа: «Моя инициатива о проведении симфонического концерта произведений ведущих современных композиторов России, Слонимского и Казенина, сразу получила поддержку художественного руководителя филармонии Дмитрия Когана. Он предложил провести этот концерт в рамках фестиваля «Дни Высокой Музыки». Программа вечера согласовывалась с самими юбилярами: Сергей Михайлович Слонимский предложил исполнить свою Тридцатую сим-фонию – она еще не звучала в Самаре, и нашим слушателям будет интересно с ней познакомиться. Второй концерт для фортепиано с оркестром Владислава Игоревича Казенина я услышал на его авторском вечере в Москве. Мне захотелось, чтобы самарцы смогли разделить мое восхищение этим оригинальным во всех отношениях произведением. Дмитрий Коган предложил расширить жанровую палитру концерта и включить в нее мое сочинение». Так что на этом концерте прозвучит музыка разных жанров – симфония, концерт для фортепиано с оркестром, оперная увертюра и музыка к драматическим спектаклям. Мне кажется, что слушатели нашего концерта получат яркие музыкальные впечатления».

Анна Лазанчина
«Свежая газета», №19-20, сентябрь 2012
← К списку новостей
 

Программа