(846) 207-07-13
443010, Самара, ул. Фрунзе, 141

Эмоциональное крещендо

«Дни высокой музыки-2012» в Самаре прошли на ура

В Самарской филармонии завершился II Международный фестиваль «Дни высокой музыки». О первом концерте фестиваля с участием камерного оркестра Volga Philarmonic и «высокого дуэта» - заслуженных артистов России пианиста Александра Гиндина и скрипача Дмитрия Когана мы рассказали в «СИ» за 5.10.

Многообразие жанров и имен

В фестивальной афише значилось еще шесть концертных программ, представивших слушателям самые разные музыкальные жанры, знаменитых и совсем еще молодых исполнителей.

Программа «Созвездие талантов» оказалась особенно интересной для тех, кто только начинает постигать азы музыкальных профессий, а также для их педагогов-наставников. В этом концерте солировали юные музыканты – скрипачка Снежана Пащенко из Екатеринбурга и наша землячка пианистка Александра Тамбовцева. За пультом академического симфонического оркестра Самарской филармонии был екатеринбуржец Антон Шабуро.

Почитатели хорового пения побывали на выступлении московского мужского концертного хора, точнее вокального ансамбля «Пересвет», исполнившего популярные классические и духовные произведения, а также народные песни.

Особое место в программе фестиваля занял концерт из произведений современных российских композиторов. Его открыла увертюра к опере санкт-петербургского композитора Сергея Слонимского «Видения Иоанна Грозного», мировая премьера которой прошла в 1999 году в Самарском академическом театре оперы и балета под художественным руководством Мстислава Ростроповича. Затем прозвучала Симфония №30 композитора, в которой солировал самарский балалаечник Дмитрий Буцыков. Сам Сергей Михайлович Слонимский, отмечающий в нынешнем году свое 80-летие, приехать в Самару, к сожалению, не смог. Первое отделение концерта завершила «Театральная сюита» нашего земляка композитора Марка Левянта, в которой слушатели узнали не одну хорошо знакомую мелодию из написанной Левянтом музыки к спектаклям, в разные годы шедших на сцене Самарского академического театра драмы имени М.Горького, руководителем музыкальной части которого он является по сей день.

В концерте исполнялась музыка еще одного юбиляра – председателя Союза композиторов России Владислава Казенина – к 75-летию со дня его рождения. В присутствии автора прозвучали Второй фортепианный концерт «Импровизации», в котором солировал московский пианист Вячеслав Попругин, а также очаровательная сюита из балета «Коты в сапогах».

Все прозвучавшие в концерте сочинения были тепло приняты слушателями. В этот вечер за пультом академического симфонического оркестра Самарской филармонии стоял его художественный руководитель и главный дирижер Михаил Щербаков.

Последовавшие вслед за этим концертом три заключительные фестивальные вечера явили собой, если иметь в виду и артистов, и публику, подлинное исполнительское и эмоциональное крещендо.

Фортепианные экзерсизы

В качестве высокого гостя фестиваля самарским слушателям был представлен дотоле не известный им американский пианист китайского происхождения Дерек Хан. Окончив в 18-летнем возрасте одну из самых престижных в Америке нью-йоркскую Джульярдскую школу, Хан в 1977 году стал победителем международного конкурса пианистов в Афинах, после чего начал активно гастролировать в разных странах на всех пяти континентах, исполняя обширный классический, в том числе и русский репертуар. Дерек Хан был, в частности, в совместном с Иегуди Менухиным турне по Южной Африке, играл с оркестрами Большого театра и Московской филармонии. Пианист с пиететом относится к русской фортепианной школе и, вспоминая занятия у русского педагога на начальном этапе обучения, считает, что с русской школой он хорошо знаком.

В программу своего сольного самарского концерта Дерек Хан включил популярные классические сочинения Моцарта, Бетховена и Шопена. Сразу обратила на себя внимание внешне спокойная, классическая манера музицирования пианиста. В моцаровской сонате он продемонстрировал прозрачность и легкость звучания, бисер извлекаемых им быстрых нот был подобен игриво струящемуся потоку.

Однако суперпопулярные бетховенские сонаты «Патетическая» и «Аврора», которые у многих меломанов буквально на слуху, в исполнении гостя вызвали некоторую настороженность как чрезмерно быстрыми темпами, так и облегченностью интерпретации. Пианист явно делал акцент на своей виртуозности, повлекшей небрежность и промахи в пассажах, появление смазанных нот. Все это напоминало некую легкую «пробежку» по Бетховену, а не погружение в его глубины. Было ощущение, что пианист играет как бы наперегонки сам с собой. Впечатление несколько выправилось на романтических шопеновских миниатюрах – ноктюрнах и скерцо: лирика, очевидно, все же ближе творческой натуре Хана.

К слову, нельзя не отметить бесспорный факт: самарская публика чрезвычайно требовательна. Она воспитана на талантах таких гигантов фортепиано, как Николай Петров и Владимир Крайнев, на феерическом темпераменте Дениса Мацуева, на сочетающемся с безупречной техникой интеллектуальном обаянии Александра Гиндина – этот список пианистов, в течение многих лет регулярно выступавших и продолжающих выступать в Самаре, можно продолжить.

Джазовый фейерверк

Никакого другого названия для этого раздела не может и быть. В пятницу, 19 октября, в течение двух с половиной часов переполненный зал филармонии находился во власти немыслимого по своей энергетике и буйству импровизационных фантазий квартета Игоря Бутмана. Это ансамбль выдающихся музыкантов, каждый из которых - подлинный асс, владеющий не только всеми тайнами своего инструмента, но, кажется, еще и неким высшим даром воплощения средствами джазовой музыки того, что являет собой одну из ипостасей всеобщей гармонии.

В этот вечер на сцене находились сам мэтр – легендарный саксофонист Игорь Бутман, не менее легендарный джазовый пианист, композитор и аранжировщик Николай Левиновский, заменивший постоянного пианиста квартета, контрабасист-виртуоз Виталий Соломонов и несравненный ударник Эдуард Зизак, способный извлекать искрометные, головокружительные по темпу фейерверки ритмов.

Одна за другой следовали композиции Джорджа Гершвина и Хуана Тизолы, Джеймса Брауна, Геннадия Гладкова и самого Игоря Бутмана. И в каждой – море импровизаций, в которых чуткое ухо улавливает то мотив популярной песни из кинофильма «Бриллиантовая рука», то романтическую мелодию Евгения Крылатова «Прекрасное далеко», то незабвенную «Ах, Самара-городок». «Все, что помним, мы вставляем в свои импровизации, – с хитрецой доверительно сообщает залу Игорь Бутман. - Если бы это могли делать классические музыканты! Но им нельзя. Мы не умеем играть так, как они, поэтому нам можно». В заключение программы звучит «Карнавал» - композиция, которая, как выразился Игорь Бутман, сделала знаменитыми несколько поколений джазовых музыкантов от Дюка Эллингтона до него самого.

Шквал аплодисментов вспыхнул с новой силой, когда вышедший на сцену художественный руководитель Самарской филармонии и фестиваля «Дни высокой музыки» Дмитрий Коган пообещал, что со следующего сезона в филармонии появится новый джазовый абонемент «Игорь Бутман и его друзья».

Фестивальный «топ»

С не меньшим успехом прошел и состоявшийся 20 октября заключительный концерт «Дней высокой музыки», явившийся еще одной художественной вершиной фестиваля.
В первом отделении в исполнении камерного оркестра Volga Philarmonic под управлением и при участии в качестве скрипача-солиста Дмитрия Когана прозвучал Concerto Grosso митрополита Иллариона. Это трехчастное сочинение для камерного состава - двух скрипок, альта, виолончели, клавесина и струнного оркестра, навеянное композитору музыкой итальянского мастера Арканджело Корелли, было написано в начале 2012 года. Именно в этом исполнении в апреле нынешнего года Концерт впервые прозвучал в Оружейной палате московского кремля на открытии ХIII международного фестиваля «Кремль музыкальный». Как и в Москве, по настойчивой просьбе самарской публики все три части концерта были повторены на бис.

В этот вечер музыканты-исполнители щедро дарили слушателям свой талант. В сопровождении Volga Philarmonic Дмитрий Коган, следуя давней традиции выдающихся инструменталистов, исполнил целый каскад популярных миниатюр. С блеском и подлинным артистическим апломбом он сыграл такие непохожие, но в равной степени очаровательные пьесы, как «Мелодия» Петра Чайковского, вальс из балета Дмитрия Шостаковича «Светлый ручей», марш из оперы Сергея Прокофьева «Любовь к трем апельсинам», а еще - «Муки любви», «Прекрасный розмарин» и «Синкопы» Фрица Крейслера.

Во втором отделении концерта безраздельно властвовал неувядаемый Зураб Соткилава - выдающийся мастер бель канто, голос которого знаком тысячам россиян и почитателям вокала многих стран. В запредельном для тенора возрасте – Соткилава недавно отметил 75-летний юбилей – певец продемонстрировал замечательную вокальную и артистическую форму. Его голос не утратил силы, яркости и чистоты тембра, обогатившись с годами богатейшей палитрой выразительных средств. Соткилава пел в сопровождении оркестра Volga Philarmonic под управлением Дмитрия Когана. Напомним, что в этот вечер прозвучали редко исполняемая, требующая широкого дыхания и безупречной кантилены ария из оперы Жюля Массне «Сид», а также проникновенные, страстные и нежные итальянские песни Франческо Паоло Тости. Сверх программы певец исполнил знаменитую неаполитанскую песню Funiculì, Funiculà, а затем уже без сопровождения - а капелла – грузинские песни, в том числе и песню о родине – «Сакартвело». Популярный старинный романс «Ямщик, не гони лошадей» Зурабу Соткилаве по его просьбе подпевал весь зал.

Можно с уверенностью сказать, что II Международный фестиваль «Дни высокой музыки», все концерты которого прошли на аншлагах, удался на славу.

Текст: Валерий Иванов, «Самарские известия»
← К списку новостей
 

Программа