(846) 207-07-13
443010, Самара, ул. Фрунзе, 141

В Самаре будет абонемент Бутмана

Октябрь принес самарским любителям джаза много ярких впечатлений

После безоглядного впадания в транс на выступлении афроамериканской Госпел-группы был концерт квартета Игоря Бутмана, а также открытие абонемента пианиста Даниила Крамера.

19 октября Игорь впервые вышел на сцену Самарской филармонии в звании народного артиста России. Раньше он выступал здесь и на других площадках – с собственным квартетом и с биг-бэндом, и в компании российских и зарубежных коллег.

Квартет Бутмана появился в обновленном составе. За роялем сидел Николай Левиновский (в 80-х годах Бутман играл в ансамбле Левиновского «Аллегро», а вот теперь друзья поменялись ролями).

Зрителям Игорь представил Николая как их земляка. Можно считать и так, поскольку, родившись в Саратове, свое вхождение в джаз в середине 60-х годов Левиновский начал именно в Куйбышеве, где проходил воинскую службу. Его ансамбль был участником куйбышевских джазовых фестивалей. Автор этих строк, будучи первым президентом куйбышевского джаз-клуба, имел возможность тогда наблюдать рядового Левиновского, прибегавшего «в самоволку» поиграть в клубе на рояле, которого в казарме не было.

В 1978-м «Аллегро» стал одним из лучших профессиональных ансамблей советского джаза. Он записывался на пластинки, выезжал на зарубежные джазовые фестивали. Репертуар ансамбля включал главным образом собственные пьесы Левиновского, который стал членом Союза композиторов СССР и трудился над слиянием джаза и русских музыкальных традиций. В 1990-м Николай эмигрировал в США, где после некоторых сложностей нашел свое место как музыкант и композитор. С конца «нулевых» Николай стал часто наезжать в Россию и сотрудничать с Бутманом как композитор, аранжировщик, дирижер оркестра, а вот теперь еще и как пианист.

Самарский концерт квартета начался с известной темы Пауля «Я вспоминаю апрель». Далее была мелодия Гровера Вашингтона, с которым Игорь подружился и тесно сотрудничал в годы своей жизни в Нью-Йорке. Прозвучало несколько композиций Левиновского, в том числе «Волжские напевы», где «красной нитью» звучал наш «Самара-городок» в предельно угловатой хард-боповой мелодической подаче и хроматизированной гармонии.

В 2007 году Игорь Бутман, по его словам, осуществил свою мечту и с группой ведущих американских музыкантов, включая трубача Ренди Бреккера, пианиста Чика Кориа, барабанщика де Джонета, записал диск с мелодиями из советских мультфильмов. Он предложил залу несколько аранжировок этих мелодий уже в исполнении своего квартета.

Заводные техничные пьесы сменялись трогательными лиричными балладами, включая знаменитую тему Грина Body and Soul и мелодию самого Бутмана Nostalgia. Высочайший профессионализм всех музыкантов квартета позволил им продемонстрировать блестящую технику и чувство свинга в сольных партиях.

Игорь Бутман, великий мастер музыкального юмора, использовал свой излюбленный прием цитирования хорошо известных мелодий по ходу импровизаций: «Музыкант джаза отличается от академического, связанного нотными знаками, тем, что он может вставить в ткань своих импровизаций все, что придет на ум». И зал слышал то фразу какой-то плясовой, то хоккейный марш, то «чижика-пыжика», а то мексиканскую «Кукарачу» или фрагментик оперной арии.

После традиционного финального «Каравана», в котором ярко проявили себя все музыканты, были долгие аплодисменты, а вышедший на сцену со словами благодарности художественный руководитель филармонии Дмитрий Коган признался, что очень сожалеет по поводу отсутствия в Самаре постоянного джазового абонемента Игоря Бутмана, и пообещал к следующему сезону эту ситуацию исправить. Зрители в зале, естественно, поймали художественного руководителя на слове и приготовились терпеливо ждать, надеясь, что их терпение будет оправдано и вознаграждено.

Игорь Вощинин, «Свежая газета»
← К списку новостей


Программа