||| Международный фестиваль

207-07-13

Телефон для справок



«Настоящего успеха могут добиться только те музыканты, у которых есть душа»

Эксклюзивное интервью с пианистом Барри Дугласом

Знаменитый английский пианист рассказывает о себе и делится мыслями об исполнительском искусстве.

Работа в пресс-центре прошедшего в июне нынешнего года в Москве XIV Международного конкурса имени П.Чайковского подарила встречи со многими мировыми знаменитостями. Одна из таких встреч - с членом фортепианного жюри английским пианистом Барри Дугласом. Признаюсь, к этому человеку всегда испытывал особую симпатию. Его, тогда еще молодого музыканта, мне довелось слышать на седьмом и восьмом конкурсах Чайковского в 1982 и 1986 годах соответственно. Именно триумф на восьмом конкурсе дал Дугласу путевку на мировой исполнительский олимп.

Странички биографии
Барри Дуглас родился 23 апреля 1960 года в Белфасте. В местной школе музыки он обучался игре на фортепиано, виолончели, кларнете и органе, после чего поступил в лондонский Королевский музыкальный колледж. Его наставником был Джон Барстоу, который не только способствовал профессиональному совершенствованию ученика, но и помог ему расширить свои художественные горизонты: приобщил к миру оперы, посетил с ним Вагнеровский фестиваль в Байрейте, музыкальный фестиваль в Type, где Дуглас впервые услышал игру Святослава Рихтера, ставшего его кумиром.

Пианист совершенствовался также в Париже у Евгения Малинина, ученика и ассистента Генриха Нейгауза. У Дугласа на всю жизнь остался высочайший пиетет к русской исполнительской школе, которой, по его мнению, присущи высокая интеллектуальность и философская глубина интерпретации – качества, особо ценимые в наши дни.

Дуглас дебютировал с сольным концертом в Лондоне в 1981 году, а через некоторое время - в Карнеги-холле в Нью-Йорке. В 1985 он занял третье место на Конкурсе Вана Клиберна в Техасе. Победа в Москве круто изменила судьбу артиста. С этого времени он ведёт активную концертную и преподавательскую деятельность. Перед ним открылись двери лучших залов, он делает записи, выступает в качестве дирижёра с основанным им в 1998 оркестром «Камерата Ирландия». Дуглас - художественный руководитель Международного фортепианного фестиваля в Манчестере и Клэндбойского фестиваля.

Мастер о своем становлении

- Я обычный рядовой человек, ничего исключительного. Я не изменился внезапно только потому, что стал победителем на конкурсе. Мне очень повезло, что мои родители оказались спокойными, уравновешенными людьми, и я получил хорошее воспитание. Несомненно, что талантливым детям следует давать специальную подготовку, но это лишь часть их общего развития. В идеале музыкант должен выразить чувства композитора через свои собственные чувства, а для этого он нуждается в широком, устойчивом жизненном опыте.

Наряду с фортепиано я играл на кларнете, виолончели, органе, дирижировал церковным хором, и все это – пока готовился к выпускным экзаменам в школе. В 16 лет я выиграл небольшой приз на проводившемся в Великобритании конкурсе Листа и встретил пианистку, которая была ученицей Листа. Именно тогда я решил целиком посвятить себя фортепиано. Эта немолодая уже женщина потрясла меня, дав понять, какая огромная работа потребуется для этого. Оправившись от шока, я решил вытянуть из себя все жилы, но достичь своего. Я по сей день вытягиваю из себя все жилы. Теперь, когда я сажусь за клавиатуру и вижу группу нот, уместившихся на странице, в моей голове складывается представление о том, как они должны прозвучать, и я чувствую, что нужно сделать, чтобы эти ноты действительно прозвучали так, как я задумал.

В прошлом я был крайне замкнутым, но постепенно стал открываться людям, и это помогает мне играть. По природе своей я лентяй, и поэтому мне нужно много работать над собой. Я не слушаю фортепианную музыку, так как знаю: мне есть чему поучиться у великих пианистов, но в каком-то смысле для меня не важно, как они играют - нужно сосредоточиться на собственной индивидуальности и избежать опасности подсознательно копировать кого-либо.

За полчаса до начала выступления я начинаю мысленно проигрывать программу концерта. Поэтому, выходя на сцену, попросту включаю звук, а покидая ее – выключаю. Когда играю, погружаюсь в исполняемое произведение и в ощущения композитора, написавшего его, и чувствую себя защищенным со всех сторон. Это почти так же, как спрятаться в чьих-то любящих рука. Я никогда не стремился к тому, чтобы стать знаменитым. Мое стремление – играть, и играть с великими музыкантами.

Вспоминая московский триумф
- В вашей, г-н Дуглас, исполнительской манере много от русской школы.
- Меня не покидает какое-то необъяснимое ощущение того, что между русскими и ирландцами вообще много общего. Не случайно известный ирландский композитор и пианист Джон Филд так любил Россию и прожил здесь большую часть своей жизни. В числе его учеников были композиторы Михаил Глинка, Алексей Верстовский, Александр Гурилев.

- Вы один из немногих музыкантов, которые дважды принимали участие в Конкурсе Чайковского. Очевидно, вам было очень важно победить в этом соревновании. Какие ощущения остались у вас от тех давних выступлений в Москве?
- Я никогда не забуду конкурс 1986 года, который принес мне победу. А вообще это длинная история. На конкурс 1982 года я был настроен недостаточно серьезно. Мне тогда было 22 года, и я оказался не готовым к такому ответственному испытанию, не доставало опыта и мастерства. После этого конкурса я много выступал, и однажды мой агент сказал: «Вот сейчас ты должен снова поехать в Москву». Я долго колебался и принял решение буквально в последнюю минуту. Я ехал не побеждать, а просто как можно лучше сыграть программу.

- Ваше исполнение «Картинок с выставки» Мусоргского осталось в памяти до сих пор. Было около полуночи, и переполненный зал устроил вам оглушительную овацию.
- Большое спасибо.

- В 1986 году вы были на пике положительных эмоций. А остались ли у вас какие-либо негативные ощущения от того конкурса?
- В то время все было прекрасно. Я ощутил в Москве такую невероятную страсть к музыке со стороны и исполнителей, и членов жюри, и публики. Все, конечно, по-хорошему, буквально сходили с ума. Это запомнилось мне больше всего.

Четверть века спустя
- Многое ли изменилось для вас в Москве спустя 25 лет?
- Я не хочу сказать, что сейчас у исполнителей и у слушателей не ощущается страсть к музыке. Но изменились условия жизни, многие люди живут сегодня намного комфортнее, чем тогда, и, возможно, поэтому у них немного поубавилась страсть к «поглощению» музыки.

- Что вы думаете о нынешнем поколении молодых исполнителей?
- Каждое новое поколение музыкантов отличается от предыдущего. Теперь у нас есть Интернет, а с появлением новых технических средств меняется не только окружающий нас мир, но и само восприятие музыки. Неизмеримо выросла техника исполнения. Однако говорить о том, что сегодня можно добиться успеха исключительно за счет техники, некорректно. Возьмите Китай, где миллионы отличных музыкантов-виртуозов. Но существует рынок, концертных площадок для всех не хватает. Настоящего успеха могут добиться исполнители, у которых не только блестящая техника, но и душа, которые чувствуют музыку. Вот у кого в карьере получится все. Мы живем в потрясающее время: таких музыкантов вокруг нас очень много.

- Как вы относитесь к тому, что сегодня мир заполнен отнюдь не классической, а совсем другой - поп-музыкой.
- Но ведь и Пол Маккартни – это тоже поп-музыка. Я думаю, что состояние классической музыки сейчас замечательное. Появляется все больше музыкантов, оркестров. Классическую музыку начали транслировать по Интернету, к ней огромный интерес во всем мире...

Валерий Иванов, «Самарские известия» № 145 (6093)
 

Программа