(846) 207-07-13
443010, Самара, ул. Фрунзе, 141

Музыкальный язык времени

II международный фестиваль «Дни высокой музыки» подарил удивительный концерт

Спустя тринадцать лет в зале филармонии зазвучала музыка Сергея Слонимского, самарцы впервые «вживую» познакомились с творчеством Владислава Казенина и услышали любимую всеми театральную музыку Марка Левянта. И еще одной особенностью этого концерта было то, что он – юбилейный для каждого из этих композиторов.

Творчество Сергея Михайловича Слонимского давно вошло в музыкальную жизнь нашего города. Композитору исполнилось 80, и 45 из них его творчество связано с Самарой, по собственному признанию, «второй музыкальной родиной». Из восьми написанных им опер четыре – «Виринея», «Мария Стюарт», «Гамлет» и «Видения Иоанна Грозного» – были поставлены на сцене самарского театра.

В разные годы звучали в авторских концертах его симфонии – 1-я, 2-я, 4-я, посвященная памяти отца. Любители музыки помнят премьеру 5-й, написанной к 400-летию нашего города. Поразила девятичастная 10-я – «Круги ада», исполненная в 1997-м и посвященная «всем живущим и умирающим в России».

Слонимский – почетный профессор Самарского педагогического университета (ныне – ПГСГА). На протяжении ряда лет он читал лекции по истории музыки на факультете художественного образования. Был председателем жюри XVII и XVIII конкурсов молодых пианистов Поволжья имени Д.Б. Кабалевского. В репертуаре хоровых коллективов города обязательно найдутся его сочинения…

Звуки увертюры к опере «Видения Иоанна Грозного» вернули нас в 1999 год, когда в оперном состоялась мировая премьера этого сочинения, породившая порой неоднозначные оценки, но никого не оставившая равнодушным.

Увертюра и новая – тридцатая – симфония не случайно прозвучали рядом. Их объединяет общность проблем, волнующих композитора в последние десятилетия, и прежде всего тревога за судьбу России. «Трагический ход истории России продолжается», – писал он в предисловии к книге, вышедшей к мировой премьере оперы. Тема Родины, воплощенная в хоральных интонациях знаменного распева и пронзительной по своей русскости лирике, является основной точкой отсчета в прозвучавших сочинениях, ярко раскрывших характерный для Слонимского стиль обостренных контрастов.

Приезд в Самару Владислава Игоревича Казенина – своеобразный творческий отчет. До сих пор добром поминают самарцы его отца – Игоря Викентьевича, бывшего в первой половине 60-х директором Куйбышевского театра оперы и балета. Так что Самара – город, близкий композитору, которому совсем недавно исполнилось 75 лет.
Народный артист России, лауреат Государственной премии России, Владислав Игоревич мудро руководит Союзом композиторов уже 22 года. В это трудное для творческих объединений время именно благодаря его заразительному оптимизму и душевному здоровью удалось сохранить традиции Союза, реализовать множество проектов по благо развития отечественной музыки. Вот таким Человеком и Музыкантом он предстал перед слушателями – открытым и честным.

А исполнение его сочинений началось с забавного розыгрыша, небольшой инсценировки, которая задала всему вечеру праздничное настроение.

У Казенина три концерта для фортепиано с оркестром. Первый носит название «Вариации», второй – «Импровизации», третий – «Конструкции». В этот вечер прозвучал Второй концерт. Солист – блестящий пианист, доцент Московской консерватории Вячеслав Попругин.

Чувство юмора, жизнелюбие, неординарное мышление автора очень динамично про-явились в этом сочинении. Желая быть услышанным и понятым современниками, Казенин отразил в нем музыкальный язык эпохи и тех художественный пристрастий, которые позволяют ему, основываясь на ассоциативности восприятия слушателей, объемнее раскрыть идею произведения. А потому возникшая вдруг тема Первого концерта для фортепиано с оркестром С. Прокофьева в своеобразном озорном вариантном звучании радостно слухом как опора на усвоенную, закрепленную в сознании образно-музыкальную формулу. Ассоциативность композиторского мышления идет от сознательного драматургического приема, от желания вызвать мгновенный контакт со слушателем, предлагая ему определенные модели. Потому совершенно естественно для вариантного решения в финале сочинения В. Казенина звучит тема финала Первого концерта для фортепиано с оркестром П. Чайковского. А между ними – музыка, воплощающая бег времени с прокофьевской лирикой, трепетно и бережно исполненной, насыщенной светом и радостью бытия. Скерцозные фрагменты остроумны, фортепианные каденции позволяют раскрыть все возможности пианизма солиста.

Сюита из балета «Коты в сапогах» вновь подчеркнула яркую театральную природу мышления В. Казенина, автора множества оперетт, мюзиклов, музыки к театральным поста-новкам, более чем к ста фильмам.

Каждый фрагмент сюиты наполнен добрым юмором. Чего стоят такие номера, как «Танец маленьких котят» или «Утро»! Так хочется, чтобы этот балет поставили у нас в театре! Это был бы великолепный подарок и детям, и взрослым.

«Какое счастье видеть полный зал! – сказал после концерта Владислав Казенин. – Прекрасный оркестр во главе с маэстро Щербаковым. У вас очень интересная творческая организация, которую возглавляет мудрый Марк Левянт».

Да, творческие отчеты наших композиторов с каждым годом вызывают всё больший интерес слушателей. В этом году самарской организации Союза композиторов исполняется 70 лет. Еще один юбилей! А в минувшем году ее председатель Марк Григорьевич Левянт отметил свое 60-летие.

Практически вся его творческая судьба связана с театром. Его музыкальное решение спектаклей всегда отличается художественной цельностью и глубиной, образной весомостью. Зачастую музыка Левянта становится нравственным и философским стержнем спектаклей, а песни из них начинают жить самостоятельной жизнью.
Скажу честно, когда в начале сюиты прозвучали интонации песни «Горизонт» из спектакля «Золотая карета», у меня дрогнуло сердце. И я услышала: будто вздох пронесся по залу. А затем моя соседка, заядлая, видимо, театралка, шептала: «Чайка»! «Волки и овцы»! А это же «Братья Карамазовы»! «Ревизор»! «Опасный поворот»!» И когда отзвучал последний фрагмент, она с чувством удовлетворенности, повернулась ко мне: «Татуированная роза»! Моя любимая».

Музыка Левянта дорога самарцам. И многие говорили мне: они шли послушать Театральную сюиту Левянта. Шли, не представляя новой симфонии С. Слонимского, не зная музыки В. Казенина. А ушли с ощущением праздника от всего концерта!

Инна Касьянова, музыковед, профессор ПГСГА, член композиторов России
«Свежая газета»
← К списку новостей
 

Программа