||| Международный фестиваль

207-07-13

Телефон для справок



В Самаре прозвучала музыка трудных времен

Репортаж газеты «Волжская коммуна»



Третий Международный фестиваль «Дни высокой музыки в Самаре» продолжает свое шествие, собирая в филармонии полные залы. Уже состоялся концерт Государственного струнного квартета имени Александра Бородина и выступление «Звезд Большого театра».

Aвтор: Татьяна БОГОМОЛОВА, «Волжская коммуна»
Фото: Дмитрий БУРЛАКОВ

Что не так с классикой

Не случайно, рассказывая о фестивале «Дни высокой музыки», в первую очередь упоминаем о зрителях. Буквально за неделю до открытия руководство филармонии пригласило представителей СМИ и студентов, чтобы в неформальной обстановке поговорить о классической музыке, о работе филармонии с публикой и ответить на вопрос «Что не так с классической музыкой?» «Почему эта самая классика остается не столь востребована?» Хотя ответ очевиден - это не эстрадная, и не популярная музыка, а классика, восприятие которой требует определенной подготовки, музыкального зрительского опыта. И вряд ли есть необходимость загонять на концерты учащихся техникумов и лицеев. Для этого в филармонии есть образовательные, ознакомительные программы. Что же касается зрителя продвинутого, то тут грех жаловаться - публика хоть и не висела на люстрах, но в партере свободных мест не было, а балконы были заполнены процентов на семьдесят. Но вопрос в другом, а что этому искушенному зрителю, у которого и требования гораздо выше, может предложить филармония. Третьим в фестивале «Дни высокой музыки» стало выступление «Звезд Большого театра» в прошедшее воскресенье. Симфоническим оркестром самарской филармонии в этот вечер управлял дирижер Мариинского театра Михаил Агрест, с сольными партиями выступили Максим Пастер (тенор) и Мария Горелова (сопрано). Вечер был посвящен 200-летию Джузеппе Верди, на нем звучали известнейшие увертюры и арии из опер великого композитора. Весь прошлый и нынешний сезон и в оперном театре, и в самарской филармонии звучал Верди, на концерте под открытым небом, в День города также исполняли вердиевские арии: Леоноры, Аиды, Виолетты. Арии Герцога и Альфреда у всех на слуху. Верди за этот год стал нам практически родным, поэтому публика вслушивается в каждое исполнение, сравнивает. Максим Пастер – частый гость нашего города, и многие самарцы шли на встречу с любимым исполнителем, обладателем мягкого, ровного тенора, и публика услышала именно то, что и ожидала. Что касается Марии Гореловой, то молодая вокалистка принимала участие в одном из оперных весенних фестивалей в Самарском театре оперы и балета, пела сольно и в дуете с Владиславом Пьявко и выглядела вполне достойно. К сожалению, выступление сопрано в филармонии удачным назвать нельзя. Откровенные срывы, форсирование - зрители недоумевали и перешептывались во время исполнения, но (вот парадокс) бурно аплодировали, а кто-то даже пару раз выкрикнул «Браво». Вероятно, чтобы поддержать молодую певицу. Но в антракте публики стало меньше, а кто-то вставал и удалялся со второго отделения. Часть публики (именно той, искушенной) не скрывала своего возмущения. Пойдут ли они вновь на звезд Большого театра? Вот вопрос.

Музыка трудных времен

В пятницу перед самарской публикой выступил один из самых известнейших в России струнных квартетов – Государственный квартет имени Александра Бородина. Ведущим вечера стал музыкальный критик и телеведущий, дважды лауреат телевизионной премии «Тэффи» Артем Варгафтик.

Представленную квартетом программу по словам ведущего в целом можно назвать: «Высокая музыка трудных времен». Хотя легким свое время никто не считает, были и гораздо более тяжелые эпохи, по сравнению с настоящим, которые и оставили свои музыкальные свидетельства. Первым исполненным произведением стал струнный одночастный квартет Петра Чайковского, написанный в 1865 году, буквально через несколько лет после отмены крепостного права в России. Это юношеская, студенческая работа композитора, но квартет Бородина довольно часто к ней обращается. «Музыка трудных времен - это не значит про горести и лишения. Более того, она никоим образом прямо не соотносится со временем. Очень часто музыка служит таинственным и не всегда понятным способом, с помощью которого люди эти времена пережили. И возможно именно благодаря музыке получили эмоциональную поддержку, в которой нуждались», - предварил выступление музыкантов Артем Варгафтик. В концерте был исполнен и квартет Бородина, написанный в 1881 году. В марте этого года умер близкий друг композитора Модест Мусоргский, одновременно музыкальная общественность потеряла, пожалуй, самого главного музыканта того времени - директора Московской консерватории Николая Рубенштейна, а в марте того же года состоялось покушение на Царя – Александра II. Все это не прибавляло оптимизма, но как и обещал Артем Варгафтик, в музыке Бородина отголосков этих событий нет. Композитор в музыкальном произведении признается в любви своей жене Екатерине, с которой на тот момент прожил уже 20 лет. Завершился же концерт произведением Бетховена, написанным почти 200 лет назад – квартетом № 9.

Пять великих скрипок

Помимо выступлений в Самарской филармонии, в дни фестиваля состоялись мастер –классы солистов квартета имени Бородина - Рубена Агароняна и Игоря Найдина в Самарской академии культуры и искусств. Артем Варгафтик провел лекцию – семинар «Классическая музыка в современном мультимедийном пространстве». Но на этом фестиваль не заканчивается. Самарскую публику ожидает выступление звезды мирового джаза Мариана Петреску, концерт «Созвездие молодых талантов», а завершится фестиваль выступлением камерного оркестра филармонии под управлением Дмитрия Когана, в котором будут звучать пять скрипок работы великих мастеров: Страдивари, Гварнери, Гваданини, Вильома и Амати.

Артем Варгафтик, музыкальный критик и телеведущий:
- Государственный струнный квартет имени Бородина - востребованный и безумно занятый коллектив. Если выразить это в цифрах, то соотношение того, сколько играет квартет в России и во всем остальном мире, будет, примерно, один к четырем. Это не беда России. Просто весь остальной мир – гораздо больше. Квартет имени Бородина – это уникальная традиция, не прерывавшаяся на протяжении почти 70 лет, что является рекордом с точки зрения книги Гиннеса. Это непрерывная традиция, которая передается от артиста к артисту каждый день. Новые люди добавляют опыта, любви, интереса, качества, и если традиция сохраняется правильно, то все это приумножается.

Ирина Цыганова, лектор-музыковед Самарской филармонии:
- Концерт солистов Большого театра посвящен 200-летию Джузеппе Верди. Несмотря на свое величие, Верди был одним из самых нетщеславных людей. Он не любил громкие слова, опасался оваций, категорически протестовал против установки его бюста в театре «Ла Скала», считая это дурным тоном. Умолял никогда не вспомнить о дне его рождения. Современники вспоминали, что однажды Верди выкупил шарманки у 36 шарманщиков, которые играли мелодии из невероятно популярных тогда опер «Травиата», «Трубадур» и «Риголетто». С гораздо большим удовольствием он слушал мелодии из оперы «Симон Бокканегра» или из «Сицилийской вечерни», которые и прозвучали в нашем концерте. 


Программа