||| Международный фестиваль

207-07-13

Телефон для справок



Два концерта для избалованных меломанов

Валерий Иванов: «Дни высокой музыки» в Самарской филармонии набирают обороты



III Международный фестиваль «Дни высокой музыки в Самаре», открывшийся в Международный день музыки 1 октября, в разгаре. Материал о первом его концерте с участием знаменитого пианиста из Великобритании Барри Дугласа - в «СИ» от 4.10.

Предваряя рассказ о двух следующих фестивальных концертах, хочу особо отметить, что самарские меломаны, избалованные регулярными филармоническими концертами с известными мировыми знаменитостями, от каждого концерта «Дней высокой музыки» ждут особенно ярких, необычных впечатлений.

В ауре камерного музицирования

4 октября после долгого перерыва в филармонии выступил один из самых именитых отечественных инструментальных ансамблей - Государственный квартет имени Бородина. Участниками этого коллектива, отсчет биографии которого начался в 1944 году, были многие выдающиеся инструменталисты, в числе которых альтист Рудольф Баршай, виолончелисты Мстислав Ростропович и Валентин Берлинский.

Сегодня в составе квартета Рубен Агаронян (первая скрипка), Сергей Ломовский (вторая скрипка), Игорь Найдин (альт) и Владимир Бальшин (виолончель). В программу концерта вошли редко звучащий одночастный квартет Чайковского – одно из самых ранних сочинений композитора, а также хорошо знакомые слушателям Квартет №2 Бородина и Квартет №9 Бетховена.

Идеальная сыгранность при однообразии звучания

Музыканты квартета продемонстрировали безупречное владение инструментами и идеальную сыгранность. Порой казалось, что это не четыре, а один наделенный редкостным тембром инструмент, звучание которого передает тончайшие переливы и динамические оттенки исполняемых произведений. Это совершенно иная эстетическая категория, не сопоставимая с той, которая, к сожалению, присуща сегодня многим, в том числе и камерным концертам, в которых не услышишь естественного, не искаженного зомбирующим, подавляющим психику усилением звучания музыкальных инструментов.

При всех достоинствах именитого коллектива в этот вечер его участникам все-таки не доставало некого внутреннего подъема, исполнительского драйва. В их игре преобладала, как показалось, излишняя сосредоточенность на самом процессе музицирования, и это привело к некоторому однообразию порой изысканного, но приглушенного в эмоциональном плане звучания.

В качестве ведущего концерта выступил известный московский музыкальный критик и высокий эрудит Артем Варгафтик, ярко и доступно рассказавший об истории создания и особенностях каждого из исполняемых произведений и преподавший тем самым своеобразный мастер-класс своим коллегам.

Праздник Верди без «вердиевских голосов»

Программа следующего, воскресного, фестивального концерта была адресована любителям пения. Ее составили арии и увертюры из опер Джузеппе Верди, 200-летие со дня рождения которого в нынешнем году отмечается во всем мире. Самара не осталась в арьергарде этого музыкального праздника. На ее театральных и концертных подмостках музыка великого итальянского маэстро звучит постоянно. Достаточно вспомнить две недавние вердиевские премьеры: «Травиату» и «Аиду» и посвященный композитору весенний оперный фестиваль.

В концерте приняли участие солисты Большого театра сопрано Мария Горелова, заменившая заболевшую коллегу по театру Анну Нечаеву, и тенор Максим Пастер. Мария Горелова пела в Самаре впервые, что же касается Максима Пастера, то он уже давно знаком нашим слушателям по партии Шуйского в премьерном спектакле оперного театра «Борис Годунов», но главное – как постоянный участник микрофонного арт-проекта «Тенора XXI века». Оба исполнителя являются лауреатами международных конкурсов, много гастролируют, имеют обширный репертуар.


У Марии Гореловой, ученицы Бэлы Руденко, - мягкое лирическое сопрано с уверенно звучащим, хотя и несколько пронзительным по тембру верхним регистром и весьма уязвимыми низами. В связи с этим исполненные певицей в концерте арии из опер «Сила судьбы» и «Трубадур», предназначенные для крепкого, насыщенного драматического сопрано полного диапазона, прозвучали не очень убедительно. Марии Гореловой больше удались лирические излияния Аиды из третьего акта одноименной оперы и Виолетты из последнего акта «Травиаты».

Песенка герцога без исполнительской бравады

Опытный Максим Пастер – обладатель уникального по красоте и кристальной чистоте тембра, но камерного по объему лирического тенора. Следует отметить прекрасное владение голосом и высокую вокальную культуру певца, выразительность и осмысленность его исполнительской манеры. Однако все эти достоинства не являются гарантией одинаково успешного исполнения Пастером не только лирических, но и крепких арий, более подходящих для лирико-драматического и драматического тенора с плотным и мощным верхним регистром. Вокальным мастерством и тонкостью интерпретации Максим Пастер в наибольшей степени блеснул в ариях Макдуфа из «Макбета», Ричарда из «Бала-маскарада» и, конечно, Альфреда из «Травиаты». А вот в арии и песенке герцога из «Риголетто» ему явно не хватило голосового ресурса и исполнительской бравады.

Лирические высказывания маэстро

За пультом академического симфонического оркестра Самарской филармонии в этот вечер был дирижер Мариинского театра Михаил Агрест. Молодой маэстро получил специальное образование в Соединенных штатах Америки и в Санкт-Петербургской консерватории, в классах Ильи Мусина и Мариса Янсонса. У Михаила Агреста несколько лауреатских званий, обширная география гастролей. В Мариинском театре он дирижирует несколькими десятками оперных и балетных спектаклей.
Индивидуальности маэстро, как и участвовавших в концерте солистов-вокалистов, как показалось, более близки лирические высказывания. Поэтому так проникновенно прозвучали под его управлением редко исполняемое в концертах вступление к опере «Аида» и антракт к самому трагическому - четвертому акту «Травиаты». Несмотря на то, что в масштабных симфонических полотнах - увертюрах из опер «Сила судьбы», «Сицилийская вечерня» и в какой-то степени «Набукко» не доставало эмоционального нерва и внутреннего драматизма, благодаря мастерству и чуткости маэстро звучание оркестра было на редкость слаженным, выразительным и кантиленным.

Концерт, завершившийся традиционной «Застольной» из «Травиаты», прошел вполне успешно. Публика без сомнения осталась довольна. Но насколько сильнее было бы впечатление от программы, если бы в ее исполнении принимали участие не просто высокопрофессиональные певцы, а те, кого причисляют к обладателям «вердиевских голосов». 

Валерий ИВАНОВ, «Волжская коммуна» №182 (6611) от 08.10.13

 

Программа