||| Международный фестиваль

207-07-13

Телефон для справок



Высокий стиль

«Бородинцы – это не четыре отдельных инструмента, а один с шестнадцатью струнами»

В прошедшую пятницу в Самарской филармонии прошёл один из концертов III Международного фестиваля «Дни высокой музыки». В нём приняли участие исполнители легендарного российского коллектива – Государственного квартета имени А.Бородина и музыкальный критик и телеведущий, дважды лауреат российской телевизионной премии «Тэффи» Артем ВАРГАФТИК (Москва). В программе прозвучали знаменитые квартеты П.Чайковского, А.Бородина и Л.Бетховена.

Признаюсь, не так часто приходится присутствовать на столь элитарном и изысканном концерте. Вот уж где поистине настраиваешься на строгий и высокий стиль академической камерной музыки. Без тени популизма или классической назидательности. Чистота жанра в её кристальном обрамлении. Четыре струнных инструмента, четыре исполнителя - Рубен Агаронян (первая скрипка), Сергей Ломовский (вторая скрипка), Игорь Найдин (альт), Владимир Бальшин (виолончель). И целый мир светлых, нежных, добрых и радостных чувств. В этот мир без труда погружаешься благодаря фантастическому таланту музыкантов, их умению дышать, слышать, видеть и чувствовать как единое целое, - этакий сгусток единой, лучезарной энергии. Ни одного звука всуе, ни одного лишнего, - на публику, движения. Полная растворённость в исполняемой музыке. «Четверо равных. Четверо разных. Четверо великих. Театр четырех актеров». «Бородинцы – это не четыре отдельных инструмента, а один с шестнадцатью струнами». Эту характеристику, данную музыкантам зарубежной прессой, на протяжение почти 60 лет можно отнести к каждому исполнительскому составу их славной истории. Такую сценическую биографию нынче встретить трудно: Квартет имени Бородина один из немногих, непрерывно выступающих камерных ансамблей мира, неизменно подтверждающих свою высокую исполнительскую планку. Не всем известно, что музыканты долго боролись за присвоение их коллективу имени композитора Александра Бородина. Это случилось в 1955 году, спустя 10 лет после публичного выступления на сцене. Почему Бородин? Да потому что именно он и его квартеты заложили основу русской традиции в этом музыкальном жанре. И, конечно, во многом благодаря выдающемуся исполнению коллективом его сочинений.

Долгие годы Квартет Бородина тесно сотрудничал со многими современными композиторами. Но особая страница их биографии – творчество Дмитрия Шостаковича. С ним они неизменно консультировались в процессе работы над его музыкой, а после смерти композитора выступали в России и в зарубежных гастрольных поездках с циклом всех его квартетов. Интересно, что последним публичным выступлением Шостаковича в качестве пианиста (на посвященном его творчеству фестивале современной музыки в Горьком, 1964 г.) было исполнение собственного Фортепианного квинтета совместно с музыкантами Квартета им. А.П. Бородина. Бородинцы выступают на лучших сценических площадках мира и в скромных отечественных залах, играют в ансамбле с выдающимися русскими и зарубежными музыкантами, записывают пластинки и альбомы: 15 квартетов Шостаковича, 16 квартетов Бетховена, шесть «Русских квартетов» Гайдна, квартеты Шуберта и Брамса, … и не только. Их не зря называют «визитной карточкой» музыкальной России, ведь уже в третий раз за всю свою историю, Квартет облетел вокруг земного шара с концертами, представляя исполнительское мастерство нашей страны.

Сегодня этот уникальный коллектив – лауреат множества премий: Государственной премии РСФСР имени М. И. Глинки (1968), Государственной премии СССР (1986), Премии Мэрии Москвы (1998), Государственной премии Российской Федерации (2002). А исполнение ими квартетов Бетховена, Шостаковича и Шнитке в Лондоне, по признанию газеты Telegraph, вошло в международный рейтинг «10 самых значимых событий в мире классической музыки 2010 года».

Они всегда «говорят» о главном на языке музыки: о том, что понятно каждому из нас, независимо от возраста, профессии, страны проживания – о любви и радости, о драмах и трагедиях человека и силе его духа. О человеческой природе, где душа и её духовная суть невозможны без поиска и обретения гармонии. А разве не в музыке мы можем найти ответы на все вопросы нашего земного существования? Для кого-то смысл жизни – в любви. Для другого – в борьбе за справедливость. Но для тех и других - это поиск ГАРМОНИИ. И разве не этот поиск ведёт нас в концертные залы, чтобы в музыке композиторов классиков, великих гениев человечества, обрести душевное равновесие?

В этом концерте, вызвавшем такой ажиотаж среди самарцев, принял участие Артём Варгафтик, - лицо медийное, узнаваемое и потому вызывающее особый интерес у слушателей. Мало кому из ныне существующих и признанных популяризаторов музыки удаётся на протяжение многих лет удерживать внимание со стороны знатоков и любителей музыки. Многим импонирует его артистическая манера повествования, основанная на обширном знании исторических событий, связанных с рождением тех или иных музыкальных сочинений. Иногда спорная, но всегда неизменно авторская трактовка, в любом случае привлекает на сторону его аудитории всё большее число поклонников. Так, благодаря его слову, многое в услышанной затем музыке становится понятным, будь то настроение или замысел композитора. Вот одночастный Квартет B-dur молодого Чайковского на тему украинской песни, услышанной им в с.Каменке от садовых работниц. Был написан в 1865 г. и в октябре того же года исполнен на ученическом вечере в Петербургской консерватории. От Варгафтика узнаём, что сохранилось только Allegro со вступлением и заключением, остальные части были, по-видимому, уничтожены автором. Но прозвучавшее затем юношеское сочинение, не исполнявшееся ранее в Самаре, удивительным образом вдруг становится частью большого мира музыки Чайковского, - узнаваемого, любимого и такого родного. «Поле камерности», казалось бы, незрелого опыта вырастает до грандиозных размеров будущих гениальных симфонических полотен композитора. Исток – и вот оно, мощное русло! И слово, и затем музыка, уместились всего в 15 минут. Скажите, а сколько понадобится вам, чтобы узнать обо всём этом?

А вот Второй квартет Бородина. Главный образ – любовь всей жизни, жена композитора, талантливая пианистка Екатерина Протопопова. Именно ей он посвятил этот квартет, рассказав о своём большом и светлом чувстве. И когда больше узнаёшь о тех событиях, об истории непростой совместной жизни этого союза, - по-другому начинает воздействовать и музыка. Ну что мы знали об этом сочинении? «Зрелое и совершенное произведение, каждая из его четырех частей, составляя единое целое, является одновременно маленьким инструментальным шедевром». Это правда. Но не вся. Воспринимая русскую напевность, широту и пластичность этой музыки, ты начинаешь понимать причину такой вдохновенной красоты!

С удивительно лёгким сердцем уходишь с концерта, будто душа обрела крылья. Вдохновение, переданное музыкантами слушателям концерта, невозможно не заметить по оживлённому обсуждению среди публики.

Галина Майдина, менеджер: «Сказать честно, пришла из-за Варгафтика. Любопытно было послушать его вживую. Но то, какая музыка прозвучала в концерте – это открытие для меня. Всегда думала, что камерная музыка – не моё. Да я просто ничего об этом не знала! Спасибо всем, кто пригласил в Самару этот коллектив»

Нина Абакумова, библиотекарь: «Я прежде всего почитаю слово, преклоняюсь перед русской литературой. И музыку люблю, но мало её знаю. Спасибо за чудесную возможность расширить своё представление о русских гениях. Мы впереди планеты всей, это точно!»

Светлана Никонова, учитель музыки: «В который раз убеждаюсь, что правильно выбрала профессию. Как только попадаю в филармонию, наполняюсь новыми впечатлениями и спешу поделиться ими со своими учениками. Знаете, уже многих обратила в свою веру! Вот и сегодня я пришла не одна. Думаю, по дороге домой, - а мы живём на Безымянке, - нам будет о чём поговорить с учениками. Я так рада, что одно из их первых впечатлений будет связано с такой музыкой и такими именами!»

Николай Тиссе, пенсионер: «Пришёл с женой, хотя она и не совсем здорова. Два часа в зале пролетели так незаметно – уходить не хочется! Какие там болячки, ни разу и не вспомнили. Недаром говорят, что музыка лечит!»

Фестиваль «Дни высокой музыки» ещё не закончился. Впереди множество интересных концертов. Во всех смыслах. Приходите и найдите свой смысл во всём этом многообразии!

Людмила Беляева
музыкальный редактор Самарской филармонии 


Программа